Домашнее задание — это традиционная часть процесса изучения языка, но его необходимость и роль часто вызывают дискуссии. Рассмотрим, как оно влияет на результаты, и в каких случаях его нужно выполнять, а в каких — не обязательно.
Любовь Куликова
SMM-МЕНЕДЖЕР, ЛИНГВИСТ
После поездки в Германию в школе влюбилась в немецкий и поняла: этот роман у меня на всю жизнь. Теперь прививаю любовь и интерес к немецкому языку и культуре всем окружающим.
«Домашка» на курсах немецкого: зачем?
Зачем?
Во время занятия участник курса получает новую информацию: грамматические правила, лексику, произношение. Домашнее задание помогает перенести эти знания в долгосрочную память, доводя до автоматизма. Кроме того, в рамках занятия практика языка ограничена академическими часами, поэтому зачастую акцент делается на говорении и аудировании, в то время как письму и чтению уделяется меньше внимания. Самостоятельная работа дома компенсирует этот пробел, позволяя развивать все языковые навыки в равной степени.
Когда это необходимо?
Значимость домашнего задания зависит от множества факторов: целей ученика, уровня владения языком, интенсивности курса и даже стиля преподавания. Когда домашнее задание необходимо выполнять?
1. Ваши цели обучения требуют высоких результатов. Например, если вы готовитесь к экзаменам (например, Goethe-Zertifikat, TestDaF) или планируете переезд за границу, то без дополнительной практики в виде домашнего задания не обойтись. Экзамены требуют не только знания языка, но и умения быстро и точно выполнять типовые упражнения, что достигается регулярной практикой.
2. При изучении немецкой грамматики (например, сложных глагольных форм, конъюнктива, пассива и т. д.) одной теории и практики на уроке недостаточно. Чтобы использовать правила интуитивно, требуется время и многократное повторение. Без самостоятельной работы дома здесь не обойтись!
3. Вы только начинаете учить язык на уровне А1.1, особенно важно как можно чаще сталкиваться с языком. Упражнения в рабочей тетради или интерактивы на образовательных онлайн-платформах, которые активно используют наши преподаватели, помогают быстрее запомнить базовую лексику, местоимения, окончания глаголов и, в результате, научиться строить простые предложения.
Когда можно ограничиться материалом урока?
1. Вы занимаетесь ежедневно или несколько раз в неделю, программа часто строится так, чтобы большая часть материала усваивалась в рамках урока. В таком случае домашняя работа может быть минимальной или вовсе отсутствовать.
2. Вы изучаете язык «для души» и у вас нет строгих целей или дедлайнов, можно сосредоточиться только на материалах урока и устной практике. Сделайте упор на диалогах и интерактивных заданиях в классе. Здесь домашнее задание может быть сведено к просмотру фильмов или прослушиванию аудиоматериалов.
3. Если у вас мало свободного времени, лучше активно работать на уроке, а домашнее задание выполнять только в конце темы (например, писать тестирование по теме) или когда появляется возможность. Не забудьте своевременно предупредить преподавателя в группе, чтобы он понимал вашу ситуацию и по возможности скорректировал план упражнений, если это подойдёт и другим участникам курса.
Итак, домашнее задание — инструмент, который нужно применять гибко. Оно обязательно, если вы стремитесь к системному прогрессу и сдаче экзаменов. Однако в ситуациях, когда занятия насыщенные или ваша цель — только разговорная практика, можно обойтись и без него. Главное — сохранять интерес к языку и регулярно его использовать! А если вы учили его давно, но сделали большую паузу и теперь не знаете, какой у вас уровень — пройдите бесплатное тестирование на определение уровня.