Search
Close this search box.

Как уехать в Германию на семестр: опыт Елизаветы Петренко

Как уехать в Германию на семестр: опыт Елизаветы Петренко.

Как уехать в Германию на семестр: опыт Елизаветы Петренко

В октябре 2019 года Лиза Петренко уехала на семестр по обмену в университет Гамбурга, и теперь делится впечатлениями: как уехать в Германию на семестр, чего ждать от учёбы в другой стране и чем она отличается от учёбы в родном университете.

Опыт обучения в Германии по стипендии Коперникуса: как это работает

О том, что такое стипендия Коперникуса

Всем привет! Меня зовут Лиза и я почти уже как три месяца в дождливом, но прекрасном Гамбурге по стипендии Коперникуса. Коперникус – уникальная программа, которая поддерживает студентов из постсоветских стран, выделяя им стипендию на полгода для обучения в университете и прохождения практики, при этом покрывая все возможные расходы.

О том, почему немцы не списывают

Прежде всего, стоит уточнить: этот вопрос очень и очень субъективный. Я думаю, всем известно, что обучение в российских вузах  отличается друг от друга. В немецких же вузах особенности обучения очень зависят от направления. Поэтому отмечу сразу: я изучаю (и, соответственно, сравниваю) международные отношения в Томском Государственном Университете и Университете Гамбурга.

Однако общие интересные детали в немецкой системе высшего образования все же существуют. Несмотря на то, что обучение бесплатное, высшее образование не считается здесь привилегией. Здесь каждый занимается тем, что ему нравится. Люди получают выбранное ими образование по разным причинам: им это интересно, они считают это полезным для будущего и так далее. Как результат – здесь практически не списывают. На вопрос “почему?” на тебя смотрят очень удивлённо и спрашивают “wieso?” (зачем). Это заметно и на семинарах. Подавляющее большинство студентов всегда готово к парам и активно участвуют в дискуссиях.

О том, как составляется план и расписание

Самое главное различие между нашими системами образованиями, которое сразу же бросается в глаза, – в немецких университетах все выбирают предметы сами, понятия группы не существует. У некоторых направлений есть обязательные модули, у других же – оговаривается просто количество кредитов / зачётных единиц, которое нужно набрать к концу семестра. В любом случае, у каждого студента свое индивидуальное расписание. От этого и восприятие учебы совершенно другое. Ты один на один со своими дедлайнами. Немецкая система обучения, таким образом, требует от студентов огромной самостоятельности и организованности. Может показаться, что такая система выращивает индивидуалистов, но лишь отчасти.

О групповой работе

Следующая особенность: здесь очень много групповой работы. Почти каждое задание, которое выполняется на паре или задаётся на дом, должно быть выполнено в группе или тандеме. Это тот пункт, с которым лично у меня большие проблемы, так как, несмотря на взаимную выручку, присущую нашему менталитету, групповая форма работы в российских вузах используется достаточно редко.

О семинарах и дискуссиях

Отсюда вытекает следующий пункт, который присущ далеко не всем направлениям, но относится к моему, то есть к политологии (МО): лекций не существует. Вся система обучения политологов состоит из семинаров. Здесь считается, что политология – это дискуссии, дебаты, постоянная рефлексия. База, которая в нашем университете читается вплоть до 4 курса высокоуважаемыми профессорами, здесь должна быть усвоена студентами самостоятельно. Следовательно, к каждому семинару нужно прочитать огромное количество литературы, проработать все вопросы, которые дома тебе бы просто разжевали и положили на блюдечко.

Свобода, главная ценность западного общества, отражается и в учёбе. Преподаватель на паре чаще всего лишь задаёт направление дискуссии. Весь семинар предоставлен студентам, которые вправе выражать свое мнение (даже если оно покажется кому-то абсурдным). Тут тебе никто не скажет, что ты не прав. В политологии и международных отношениях вообще нет правильных ответов. Как по мне, это самый противоречивый пункт. Порой мне кажется, что студенты говорят только “чтобы что-то сказать”, до конца не понимая, что они сами имеют в виду. Как я уже упомянула выше, здесь нет той самой общей “базы”, которая читается у нас на лекциях. У каждого просто своя база, свое восприятие реальности, от этого очень сложно понимать друг друга.

Отсюда складывается впечатление, что здешние студенты менее эрудированные и знают гораздо меньше своих русских коллег. В нашей системе образования огромный упор сделан на эрудицию и память. Среднестатистический немецкий студент-политолог не сможет назвать ни участников Венского конгресса, ни дату гражданской войны в США. Конечно, есть исключения, но я говорю о преобладающем большинстве. С другой стороны, упор здесь сделан на креативное мышление, способности студентов анализировать, рассуждать, видеть причинно-следственные связи, формулировать и выражать свое мнение.

Если подводить итог, то нельзя с абсолютной уверенностью сказать, что здесь сложнее или легче, лучше или хуже. Здесь просто по-другому. И я считаю, что каждый должен как минимум попробовать это “по-другому”, потому что такой опыт расширяет горизонт и позволяет увидеть совершенно другой мир.

Если вы уже задумываетесь о том, как уехать в Германию на семестр, не забудьте, что для стажировки, среди других документов,  потребуется международный сертификат о владении языком. Мы, кстати, проводим курсы подготовки к экзаменам на международные сертификаты, заглядывайте в расписание.

X